На нашей странице ВКонтакте вышла первая серия из цикла «Культурные метаморфозы». В этом выпуске говорили об архитектуре и ее роли в прошлом и настоящем.
Текстовая версия выпуска подготовлена для тех, кто любит читать или хочет ознакомиться с самыми интересными фрагментами выпуска до просмотра. Ссылку на видео вы найдете в конце страницы.
«Культурные метаморфозы» — цикл фильмов о том, как культура обретает новые формы в ответ на вызовы времени. В каждой серии — живой диалог о том, как меняются творческие процессы и что стоит за культурной революцией сегодня.
В этом выпуске:
- Сохранение архитектурного наследия и поиск новых форматов
- Двойственная природа архитектуры: утилитарность и искусство
- Влияние архитектуры на повседневную жизнь и культуру
- Примеры успешной реставрации исторических зданий
Ведущий выпуска — Игорь Чубаров, доктор философских наук, профессор, директор Департамента культурных исследований МИП.
Подписывайтесь на наш Telegram!
Там вас ждут посты на тему психологии, саморазвития, вдохновляющие советы и практические рекомендации, которые помогут лучше понять себя и окружающий мир.
Подписаться
Что такое архитектура?
Архитектура — не только утилитарная и функциональная дисциплина, связанная с созданием сооружений и пространств, но и вид искусства, несущий эстетическую ценность. Как архитектура сочетает в себе эти два аспекта — практичность и красоту? И как она вписывается в более широкий ансамбль искусств и знаний?
Мы обсудили это с Никитой Токаревым, человеком, который не только работает в сфере архитектуры, но и формирует образовательную среду для будущих архитекторов, поскольку является преподавателем архитектурной школы МАРШ.
— Каковы ваши взгляды на архитектуру? Что значит быть архитектором в современном мире, где утилитарные и эстетические задачи все больше пересекаются?
— Разговор об архитектуре способен легко перерасти в многочасовую дискуссию, ведь эта тема включает в себя множество измерений. Архитектура всегда существует на пересечении двух миров: утилитарного и художественного. Прекрасно это выразил американский архитектор Роберт Вентури, который сказал: «Архитектура — это способ поддержания температуры нашего тела и способ коммуникации между людьми». Это высказывание подчеркивает двойственную природу архитектуры — как жизненно необходимого средства защиты от внешних условий и как формы передачи знаний и идей через пространства.
Быт или искусство?
Архитектура не ограничивается эстетикой. Она является необходимым условием физического выживания: защищает нас от жары, холода, ветра и дождя. Мы существуем благодаря архитектуре, она определяет условия для любой нашей деятельности. Это искусство, где баланс утилитарного и эстетического требует от архитектора постоянного внимания. Архитектура выходит за пределы искусства, становясь, как язык, способом нашего обитания на земле. В этом контексте архитектура становится неизбежной частью нашей жизни.
Если можно обойтись без многих форм искусства — не смотреть кино, не слушать музыку, не читать книги — избежать архитектуры совершенно точно невозможно. Она окружает нас повсюду, будь то современные здания мегаполисов или самые простые формы, такие как юрта в степи или малая архитектурная форма в тайге. Каждое жилище, каждое пространство, в котором живет человек, несет в себе архитектурную ценность и глубину.
Эта универсальность делает архитектуру уникальной среди других видов искусства. Она не просто украшает нашу жизнь, но и формирует наше существование на самых базовых уровнях. Токарев подчеркивает: «Архитектура — неизбежна».
Архитектурная школа МАРШ
В процессе обучения в архитектурной школе МАРШ, где преподает Никита Токарев, осознанность архитектора — это ключевой аспект. Если нет внутренней убежденности, не ясно, откуда брать аргументы и как убедить других, если архитектор сам не уверен в том, чего хочет.
Студент приходит к осознанию через исследования и, например, такой формат работы, как дневник проектирования. Это позволяет развить критическое мышление и отношение к задаче, которую кто-то оставил или предложил. Основной инструмент в проектировании — критика. Студенты постоянно обсуждают проект с разных точек зрения и с разным составом участников. Это не только помогает научиться аргументировать свою позицию, но и увидеть проект с разных сторон, понять его глубже.
Следующий шаг — донести свою позицию и ее обосновать. Здесь важен навык презентации — устной, письменной, графической. Поэтому в МАРШ есть дисциплина, посвященная профессиональной практике, где студенты обсуждают, с какими заказчиками могут столкнуться, какие у них мотивы. Важно понять, где заказчик может стать союзником, а где, наоборот, нужно отстоять свою позицию и убедить в правильности своих решений.
Это сложный и многослойный процесс, но именно через него будущие архитекторы учатся не просто проектировать, а осмысленно создавать архитектуру, которая несет в себе как утилитарную, так и эстетическую ценность.
Модель архитектурной школы
Разные модели образования — это нормально и необходимо. Для страны с населением в 140 миллионов наличие одной-единственной архитектурной школы, которая тиражируется по всем городам, было бы странным. Пусть существуют множество школ с разными подходами и методиками обучения — это только на пользу. Творческая конкуренция в этом контексте играет исключительно положительную роль.
«Конечно, МАРХИ продолжает свою многовековую традицию архитектурного образования, и это прекрасно. Мы же больше ориентируемся на британский опыт, где применяется система студий и брифов. Сегодня она преобладает в большинстве архитектурных школ мира. Ее суть заключается в смене преподавателей и брифов на протяжении обучения. Благодаря этому студенты знакомятся с разными задачами, подходами и творческими методами. Они учатся взаимодействовать с разнообразными личностями, что развивает не только профессиональные навыки, но и формирует социальный капитал — накапливаются полезные контакты и знакомства».
Никита Токарев
Многие выпускники школы МАРШ начинают свою карьеру в офисах преподавателей, это естественный и положительный процесс. Это не просто обучение навыкам, это погружение в профессиональное сообщество, которое играет важную роль в дальнейшем становлении архитектора.
Сохранить нельзя изменить
— Как вы относитесь к вопросу соотношения новаторства и сохранения наследия в архитектуре? Как найти баланс между поиском новых, модернистских решений и сохранением культурного наследия и архитектурных достижений городов?
— Единого рецепта, подходящего для всех ситуаций, конечно, не существует, но лично я всегда выступаю против сноса зданий, независимо от их статуса — памятник это или нет. Все, что мы получили в наследство, должно быть сохранено. Я бы даже предложил временный мораторий на снос зданий. Новое строительство можно развивать на свободных территориях, не трогая существующие постройки.
Пример тому — бывший завод «Монометр», который стал частью арт-кластера «Артплей». За более чем 15 лет его существования здесь не был снесен ни один квадратный метр. Это показывает, как можно эффективно переосмыслять и использовать старую архитектуру, не прибегая к ее разрушению.
Принцип прост: все, что существует сейчас, — это наше наследие, и как наследники, мы обязаны его сохранять. То, что уже построено, имеет свою ценность, и наша задача — его беречь. А там, где есть свободные территории, это прекрасные площадки для новой архитектуры. Какой объем строительства будет уместен и как новая архитектура должна выглядеть — это уже вопрос для дискуссий и обсуждений.
Про реставрацию дома Наркомфина
Архитектура — это пространство и время. Она не только про то, как здания функционируют в данный момент, но и как они существуют в истории, как взаимодействуют с прошлым и будущим. Это касается как великих сооружений, так и наших повседневных построек, домов, в которых мы живем.

Во второй серии интервью мы обсудим эту тему с Алексеем Гинзбургом, выдающимся архитектором и внуком знаменитого Моисея Гинзбурга. Одним из его недавних проектов стало восстановление и возрождение здания Наркомфина на Новинском бульваре в Москве — легендарного памятника архитектуры, который получил новую жизнь в современном мегаполисе.
— Алексей, какие основные принципы вы применяете при сохранении исторических зданий?
— Главный принцип — это консервация той материальной среды, которая сохранилась, так, чтобы ее можно было воспринимать визуально и тактильно, как подлинную часть истории. Все остальное должно подчиняться этому принципу, потому что очень мало сохранилось по-настоящему аутентичных элементов. Многие из них были переделаны или так отреставрированы, что их уже сложно узнать. Поэтому сохранение подлинности — первостепенная задача. Только после этого можно говорить о воссоздании целостного образа исторического здания.
— Какие трудности возникли при реставрации дома Наркомфина и как вы с ним справлялись?
— Сам дом очень сложный, как и проект его реставрации. Вся работа в общей сложности заняла около пяти лет. В этом доме нет декоративных элементов: каждая деталь архитектурная и подчинена своей задаче. Убрать или заменить ее невозможно, так как теряется ценность и ощущение целостности. Это крайне важно для любого произведения искусства.
Каждый дом, каждый исторический объект живет своей жизнью и отличается от других. Поэтому говорить о каких-то универсальных формулах сложно. Хотя такие формулы существуют. Например, есть универсальная хартия, которой пользуются европейские реставраторы, и мы, российские коллеги, также ее придерживаемся. В ней говорится о важности сохранения подлинности исторического здания и его элементов.
Бывший хлебозавод — центр «Зотов»
В третьей части нашей серии интервью мы побеседовали с Полиной Стрельцовой, старшим куратором выставочного проекта в центре «Зотов». Полина сочетает в себе компетенции, необходимые активному куратору, работающему с различными проектами в сфере современной культуры.
— Полина, насколько важна для твоей нынешней работы связь с музеем и образование в области искусствознания и истории архитектуры?
— Я бы сказала, что это самое важное. В нашей сфере не задерживаются случайные люди. Моя коллега часто повторяет: «это по любви». И это действительно так. Любовь к искусству и культуре становится основой, фундаментом, на котором строится твоя карьера.
— Можешь рассказать о замысле центра «Зотов»? Он ведь связан с конструктивизмом и нашей историей, с одной стороны, а с другой — с актуальными сегодняшними задачами. Как все это у вас сочетается?
— Эти формулировки становятся все более очевидными с течением времени. Мы существуем уже почти два года — срок, казалось бы, небольшой, но мы многое успели сделать. Для меня это место стало, прежде всего, памятником конструктивизма. Я осознала, что нахожусь в здании, которое является памятником эпохи! Это хлебозавод, первый завод, построенный по проекту инженера Георгия Марсакова, который функционировал вплоть до 2000-х годов.
Благодаря стараниям моих коллег здание получило статус памятника архитектуры. Позже случился пожар, и казалось, что его ничего не ждет. Но участок был выкуплен, очищен от менее значимых и более поздних построек, а авангардный каркас — сердцевина здания — был сохранен и обрел новую важную функцию. Сегодня это культурный институт, посвященный той эпохе и тому периоду.
Конструктивизм — важная и актуальная тема, хотя и непростая для восприятия. Несмотря на то, что наше искусство признано и ценится во всем мире, значительная его часть используется как методический материал. Я знаю, что архитектуру наших конструктивистов и авангардистов изучают в зарубежных вузах. Они знакомы с этим наследием не понаслышке, а на основе глубокого исследования и применения.
Интервью целиком вы можете посмотреть на нашей странице ВКонтакте по ссылке.
Тоже хотите понимать архитектуру и ее связь с культурным контекстом во все времена и вне времени? Приходите учиться в Департамент культурных исследований МИП!