Блог Департамента культурных исследований МИП

От Люмьеров до искусственного интеллекта: история и будущее визуальной антропологии

Статьи

Что такое визуальная антропология?

Если вы услышали этот термин и сразу представили фотоаппарат или видеокамеру в руках исследователя — вы на правильном пути. Визуальная антропология — это наука, где визуальные инструменты помогают изучать культуру. Камера становится не просто средством фиксации, а полноценным исследовательским инструментом.
В этой статье:
  • Что такое визуальная антропология
  • Как камера стала инструментом изучения культуры
  • Чем визуальная антропология отличается от этнографии
  • Какие перспективы открывают для визуальной антропологии новые технологии
Подписывайтесь на наш Telegram!
Там вас ждут посты на тему психологии, саморазвития, вдохновляющие советы и практические рекомендации, которые помогут лучше понять себя и окружающий мир.

Подписаться
Что интересно: сам термин появился далеко не сразу. В середине XX века его предложила американский антрополог Маргарет Мид. Она считала, что визуальные технологии — лучший способ зафиксировать, как люди живут, работают и взаимодействуют друг с другом. Иными словами, камера помогает не просто записать события, но и глубже понять культурный контекст.
Термин «антропология» (visual anthropology) происходит из греческого: ἄνθρωπος — человек и λόγος — наука. В широком смысле антропология изучает человека во всех его проявлениях: от происхождения до эволюции и взаимодействия с окружающим миром.
Об истоках и о роли визуальной антропологии рассказала Екатерина Трушкина.
Екатерина Трушкина, академический руководитель программы магистратуры «Визуальная антропология и проектирование зрительного опыта», кандидат философских наук, заведующая научным кабинетом-библиотекой академика В. В. Иванова (РГГУ), специалист визуальной антропологии и этнографического кино, директор Международного кинофестиваля «Дни этнографического кино».

Что делает визуальная антропология?

По сути, это двойной процесс. С одной стороны, она изучает визуальные проявления культуры: архитектуру, интерьеры, одежду, предметы быта и артефакты. С другой стороны, с помощью визуальной антропологии человек сам создает визуальные материалы — фотографии, фильмы, видеодокументы. Эти материалы становятся не только инструментом исследования, но и самостоятельным способом коммуникации и знаний.
«Концептуально визуальная антропология простирается над всеми аспектами культуры, которые являются видимыми: от невербальной коммуникации и строительных сооружений до ритуалов и произведений материальной культуры. В последнее время сложилась тенденция, по которой антропологи отдают предпочтение фиксированию культуры».

Екатерина Трушкина
Например, в ходе полевых исследований антропологи могут фиксировать уникальные элементы культуры — будь то традиционные танцы или орнаменты на одежде. А затем эти материалы используются для анализа и интерпретации, помогая лучше понять, как люди воспринимают себя и мир вокруг.
В каждом изображении спрятан целый код, который работает как пароль к культуре. Например, семейное фото в разных странах расскажет больше, чем кажется: кто в центре снимка, как одеты люди, какие предметы на заднем плане? Все эти детали показывают, что важно для конкретного общества — от роли семьи до статуса вещей.
Пример
Сюжет фотографии: американский праздник День Благодарения, индейка на столе. Казалось бы, просто еда, но нет: это символ коллективности, благодарности, и даже истории освоения континента.
Посмотрите на уличные граффити, мемы или дизайн витрин. Это не просто декор — это разговор, который культура ведет с вами ежедневно. Граффити могут протестовать, мемы — отражать коллективные страхи или иронию, а витрины — подсказывать тренды и то, что в обществе считается желанным.

Почему это важно?

Визуальная антропология фиксирует то, что можно увидеть: обряды, традиции, быт. С другой стороны, она помогает интерпретировать смыслы, скрытые за действиями и образами. Визуальные методы стали настоящей находкой для культурной и социальной антропологии, ведь они открыли новые способы изучения мира, где слова не всегда говорят все.

Как визуальная антропология пришла в Россию?

В России изучением народов и культур традиционно занимается наука этнография. Именно она фиксирует обычаи, традиции и быт разных народов. На этой базе и формировалась научная традиция, которая теперь также использует методы и средства (фото и кинокамеру) визуальной фиксации в своих исследованиях. А продуктом таких исследований зачастую становятся антропологические фотографии и этнографические фильмы. Однако в современном мире наука не стоит на месте, и тематика визуальной антропологии также выходит далеко за рамки привычной классической этнографии, фиксации «экзотических» народов и ритуалов.
Сегодня существует трехчастный подход, который помогает комплексно описать задачи визуальной антропологий. Он включает в себя три ключевых направления:
  • Изучение визуальных манифестаций культуры
Это все, что связано с человеческим телом и его символикой. Сюда входят мимика, жесты, танцы, телесный орнамент, использование пространства (например, как люди организуют жилище или ритуальное пространство), архитектура и даже вещи, которые нас окружают в быту. Все эти элементы визуально передают культурные смыслы.
  • Исследование изобразительных аспектов культуры
Это направление охватывает визуальное творчество, начиная с наскальных рисунков и заканчивая современными формами искусства. Фотография, кино, телевидение, домашние видео — все это становится материалом для анализа. Ученые изучают, как визуальные образы помогают обществу рассказывать о себе и своих ценностях.
  • Использование визуальных медиа для передачи знаний
Здесь визуальные технологии выступают не только инструментом исследования, но и способом рассказать о своих выводах. Антропологи создают фотографии, видеодокументы и фильмы, чтобы наглядно показывать результаты своих исследований.

Как камера стала «свидетелем» антропологии

Когда братья Люмьер представили синематограф в 1895 году, они не ставили перед собой научных целей. Их короткие фильмы были скорее экспериментами: запечатленная повседневная жизнь — выход рабочих с фабрики, прибытие поезда — на тот момент казалась просто увлекательной новинкой. Люмьеры не видели глубоких перспектив своего изобретения. Один из них даже заявил:
«Скажите спасибо, что наше изобретение не продается. Иначе я бы разорил вас. Как научная диковинка синематограф когда-нибудь получит признание, но коммерческих перспектив он не имеет».
Как же они ошибались! Сегодня кино — это огромная индустрия. Голливуд, артхаус, документальное кино, массовые и независимые проекты — все это выросло из их «диковинки». А синематограф, который изначально не считался научным инструментом, стал важным элементом в культурных исследованиях. Камера позволила фиксировать реальность, представлять визуальное измерение культуры и анализировать ее. В определенный исторический момент ученым казалось, что камера стала своего рода «безупречным свидетелем», способным схватить реальность в ее непрерывном потоке.

Научный подход к съемке: вклад Феликса-Луи Реньо

Если Люмьеры видели в своем изобретении лишь развлечение, ученые, такие как Феликс-Луи Реньо, осознали его научный потенциал. Реньо, врач-патолог, увлеченный антропологией, уже в 1859 году предложил революционную идею — создание аудиовизуального музея человека.
Цель музея заключалась в том, чтобы с помощью серийной фотосъемки запечатлевать поведение людей. Реньо писал:
«Недостаточно иметь ткацкий станок, токарный станок или корье; нужно также знать, как этими предметами пользоваться; а как раз этого знать мы не можем, не используя серийной фотосъемки».
Он предлагал дополнять антропологические музеи не только физическими артефактами, но и движущимися изображениями, которые могли бы показать, как именно люди взаимодействуют с предметами и друг с другом. Для своего времени это было новаторским подходом.

Споры о начале этнографического кино

Истоки этнографического кино вызывают споры. Первые съемки на открытом воздухе провел британский антрополог Альфред Корт Хэдден в Торресовом проливе (1898–1899). Используя камеру братьев Люмьер и восковые цилиндры для синхронной звукозаписи, он зафиксировал традиции и ритуалы коренного населения островов, включая танец инициации и процесс высечение огня. Несмотря на технические ограничения, эти материалы стали ценным свидетельством культуры.
Хэдден советовал австралийскому этнографу Болдуину Спенсеру использовать кино для исследований. В 1904 году Спенсер снял фильм «Танец кенгуру», посвященный ритуалам австралийских аборигенов. Французский режиссер Жан Руш считал этот визуальный материал началом внедрения методов визуальной антропологии в мировую практику.
Значительным этапом в развитии визуальной антропологии стало творчество Роберта Флаэрти. Его фильм «Нанук с Севера» (1922) о жизни эскимосов Канадского заполярья сегодня считается классикой визуальной антропологии. Начав съемки в 1913 году, он более 11 лет изучал быт и жизнь эскимосов. В работе Флаэрти использовал как метод «включенного наблюдения», так и подходы, которые во много предвосхити свое время и в последствии были восприняты исследователями как основа рефлексивной этнографии.
Несмотря на критику, творчество Флаэрти заложило основы методологии визуальной антропологии и подчеркнуло важность формирования «диалога культур», привлекло внимание широкой общественности к проблематике видеофиксации и репрезентации на экране жизни коренных народов.
Cтоп-кадр из фильма «Нанук с Севера» (1922 г.)

Современные перспективы визуальной антропологии

На сегодня визуальная антропология имеет множество перспектив благодаря развитию технологий и повышенному интересу к культурному разнообразию. Это направление становится междисциплинарным и предлагает инструменты для изучения и документирования разнообразных культурных феноменов.
  • Технологический прогресс. Современные технологии, такие как виртуальная реальность, дополненная реальность и искусственный интеллект, открывают новые возможности для глубинного анализа и визуализации культур. Это позволяет создавать интерактивные проекты, где зритель может буквально погрузиться в исследуемую культуру.
  • Этический и рефлексивный подход. Исследователи все больше фокусируются на этичности своих методов, взаимодействуя с изучаемыми народами как с равноправными партнерами. Это способствует созданию более честного и многогранного изображения культур, а также привлечению самих носителей к интерпретации материала.
  • Расширение сфер применения. Визуальная антропология находит применение в кино, журналистике, урбанистике, экологии и даже бизнесе. Методы визуальной антропологии помогаю создавать фото, кино, видео и мультимедийные проекты поднимают актуальные проблемы, привлекая внимание широкой аудитории и способствуя общественным изменениям.
Если вы хотите развивать навыки работы с визуальными образами и создавать проекты с глубоким культурным смыслом, присоединяйтесь к программе «Визуальная антропология и проектирование зрительного опыта».

Программа поможет изучить феномены визуальной культуры через гуманитарные науки, психологию и практические методы. Вы освоите новые подходы в создании брендов, культурных проектов и трансмедийных решений.