У нас во ВКонтакте вышла вторая серия из цикла «Культурные метаморфозы». В этом выпуске мы говорили о современном искусстве и кураторстве.
«Культурные метаморфозы» — цикл фильмов о том, как культура обретает новые формы в ответ на вызовы времени. В каждой серии — живой диалог о том, как меняются творческие процессы и что стоит за культурной революцией сегодня.
Подписывайтесь на наш Telegram!
Там вас ждут посты на тему психологии, саморазвития, вдохновляющие советы и практические рекомендации, которые помогут лучше понять себя и окружающий мир.
Подписаться
— Михаил, на выставке прослеживается мотив постчеловеческого мира, возможно, возникшего после экологической катастрофы. Расскажите, пожалуйста, какой был изначальный замысел выставки и какие идеи или авторы вдохновляли молодых художников?
— Для нас важно, чтобы процесс обучения выходил за рамки привычного и ставил перед студентами вызовы. Финальный дипломный проект — это возможность проверить их способность работать с искусством, темой и эстетикой. Вместе с куратором Надеждой Октябрь мы выбрали тему, предложив студентам философские тексты, включая Мортона, Миясо и Хартмана. Мы хотели, чтобы они задумались о мире без человека, что достаточно сложно, особенно для художников, которые часто фокусируются на своих переживаниях и эмоциях.
Идея представить искусство без человеческого присутствия оказалась для студентов непростой. Однако нам было важно, чтобы, несмотря на ограничения, каждый из них сохранил свою художественную идентичность и уникальный визуальный язык. В итоге, они справились, и проекты, которые мы видим на выставке, демонстрируют успешную работу над дипломом, хотя процесс был сложным и не всегда очевидным.
«Сегодня студенты активно используют искусственный интеллект в своей работе: для создания визуала, анализа данных и выдвижения гипотез. Мы осознаем важность технологий и всегда задаем студентам вопрос о том, как они отвечают на вызовы, связанные с новыми инструментами. Однако для нас принципиально, чтобы это использование было осмысленным и не сводилось к простому следованию модным трендам. Важно понимать, что технологии могут предложить искусству в будущем и как они могут изменить его».
Михаил Левин
— Сабина, несмотря на кажущуюся свободу, наверняка у стрит-артистов и кураторов есть свои ограничения.
— Изначально уличное искусство как раз и появилось как способ преодоления различных ограничений. То, чем занимаемся мы, больше связано с институциализацией этого движения, для тех, кто решил пойти дальше в сторону искусства. Мы предлагаем разные варианты развития. Однако, даже при легальной работе на улице, остаются ограничения, связанные с бюрократией. Это не что-то критичное, но требует работы с документами и согласований, что, естественно, накладывает свои рамки на процесс.
Мы занимаемся объединением художников, бизнеса и города, стремясь к тому, чтобы эта связь максимально способствовала развитию искусства. Мы не беремся за узкие заказы вроде рекламы конфет и никогда не будем создавать просто рекламные изображения. Наша цель — создавать произведения искусства, а не заказные росписи.
Мы заметили, что многие художники рисуют на заказ и у них не хватает энергии и сил отстаивать собственные проекты. Поэтому с начала этого года я объявила об открытии нового проекта под названием «Субстанция». Многие из тех, с кем мы начинали и продолжаем работать, по-прежнему помогают мне в реализации проектов.
«Есть художники, которые спекулируют на острых темах, стремясь к популярности, но при этом не задумываются о влиянии на окружающих. Да, они могут стать известными, но что это меняет? Улучшают ли они жизнь людей своими работами? Чаще всего — нет. В этом плане «Черный квадрат» Малевича — великая работа, потому что, несмотря на написанные манифесты, она продолжает задавать вопросы и оставаться актуальной, предлагая глубинные размышления о сути искусства».
Сабина Чагина
— Полина, ваше искусствоведческое образование, связанное с историей искусства, имеет для вас большое значение. Насколько оно помогает вам в вашей текущей работе, связанной с современным искусством и кураторством? Почему этот академический этап стал для вас таким важным?
— Факультет истории искусств и искусствоведческое образование дали мне прочную базу, которая является моим преимуществом по сравнению с некоторыми коллегами, не имеющими такого опыта. Сегодня, конечно, в кураторство и работу с искусством можно прийти разными путями. Существуют специализированные программы в области менеджмента, кураторства и современного искусства, которые не требуют пяти лет обучения, охватывающего все от первобытных изображений бизонов и заканчивая школой барбизона.
Обучение в университете дает обширные теоретические знания, но практические навыки приходят только в процессе работы. В моем случае, это началось, когда я пришла в Пушкинский музей после окончания вуза. Практические знания в современной программе, например, в Британской высшей школе дизайна, построены таким образом, чтобы студенты получали не только теоретические блоки по истории искусства, философии и работе с текстами, но и реальную практику — от разработки концепции выставки до ее реализации. Они учатся работать с бюджетами, архитектурой выставок, мультимедийными технологиями, освещением и продвижением проектов.
«Я всегда говорю студентам, что кураторство в чистом виде — это мечта, но часто оно связано с необходимостью выполнять функции менеджера, продюсера и организатора. В каждом художнике, с которым я работаю, я вижу уникальную индивидуальность — яркую, тонкую, иногда ранимую. При работе над персональными проектами важно правильно понимать и интерпретировать посыл художника, потому что в такой выставке именно он — солист, он должен быть на первом плане. Нельзя затмевать его своими кураторскими амбициями или своей фигурой, ведь персональная выставка — это высказывание самого художника. Подготовка сцены для этого высказывания — в каком-то смысле и есть главная функция куратора».
Полина Могилина
Тоже хотите разбираться в современном искусстве, понимать его и глубоко погрузиться в тонкий мир сегодняшних художников? Приходите учиться в Департамент культурных исследований!