Блог Департамента культурных исследований МИП

Современное искусство и его трансформация в динамично меняющейся действительности

2024-10-25 10:38 Статьи
У нас во ВКонтакте вышла вторая серия из цикла «Культурные метаморфозы». В этом выпуске мы говорили о современном искусстве и кураторстве.
Текстовая версия данного выпуска создана для тех, кто предпочитает читать или хочет ознакомиться с самыми яркими моментами выпуска перед тем, как посмотреть его. Ссылку на видео можно найти внизу страницы.
«Культурные метаморфозы» — цикл фильмов о том, как культура обретает новые формы в ответ на вызовы времени. В каждой серии — живой диалог о том, как меняются творческие процессы и что стоит за культурной революцией сегодня.
В этом выпуске мы обсудили:
  • Современное искусство и его реакцию на технологические изменения
  • Стрит-арт и его трансформацию
  • Интеграцию технологий, таких как дроны и виртуальная реальность, в современное искусство
Ведущий выпуска — Игорь Чубаров, доктор философских наук, профессор, директор Департамента культурных исследований МИП.
Подписывайтесь на наш Telegram!
Там вас ждут посты на тему психологии, саморазвития, вдохновляющие советы и практические рекомендации, которые помогут лучше понять себя и окружающий мир.

Подписаться

О мире без человека и галерее Sistema

Первое интервью этого выпуска посвящено современному искусству. Оно снято на выставке в галерее Sistema, где представлены дипломные работы Московской школы современного искусства под руководством Михаила Левина. Мы обсудили с самим Михаилом замысел этой выставки и текущее состояние современного искусства в России — чем оно живет и куда движется.
— Михаил, на выставке прослеживается мотив постчеловеческого мира, возможно, возникшего после экологической катастрофы. Расскажите, пожалуйста, какой был изначальный замысел выставки и какие идеи или авторы вдохновляли молодых художников?

— Для нас важно, чтобы процесс обучения выходил за рамки привычного и ставил перед студентами вызовы. Финальный дипломный проект — это возможность проверить их способность работать с искусством, темой и эстетикой. Вместе с куратором Надеждой Октябрь мы выбрали тему, предложив студентам философские тексты, включая Мортона, Миясо и Хартмана. Мы хотели, чтобы они задумались о мире без человека, что достаточно сложно, особенно для художников, которые часто фокусируются на своих переживаниях и эмоциях.

Идея представить искусство без человеческого присутствия оказалась для студентов непростой. Однако нам было важно, чтобы, несмотря на ограничения, каждый из них сохранил свою художественную идентичность и уникальный визуальный язык. В итоге, они справились, и проекты, которые мы видим на выставке, демонстрируют успешную работу над дипломом, хотя процесс был сложным и не всегда очевидным.

Как современное искусство реагирует на технологии

Художники всегда откликались на появление новых технологий, что оказывало влияние на развитие искусства. Например, импрессионизм частично возник из-за появления фотографии, которая изменила задачу художников — больше не нужно было просто репрезентировать реальность. Видеокамеры привели к созданию видеоарта, а интернет — к появлению нетарта и постинтернет-искусства.
«Сегодня студенты активно используют искусственный интеллект в своей работе: для создания визуала, анализа данных и выдвижения гипотез. Мы осознаем важность технологий и всегда задаем студентам вопрос о том, как они отвечают на вызовы, связанные с новыми инструментами. Однако для нас принципиально, чтобы это использование было осмысленным и не сводилось к простому следованию модным трендам. Важно понимать, что технологии могут предложить искусству в будущем и как они могут изменить его».

Михаил Левин

Бунт через красоту

Во второй части выпуска мы говорили о стрит-арте — огромной области свободного искусства, о которой мечтают многие художники. Это не просто роспись холстов, а масштабное преображение зданий и городов. О стрит-арте нам рассказала куратор и организатор этого движения Сабина Чагина.
— Сабина, несмотря на кажущуюся свободу, наверняка у стрит-артистов и кураторов есть свои ограничения.

— Изначально уличное искусство как раз и появилось как способ преодоления различных ограничений. То, чем занимаемся мы, больше связано с институциализацией этого движения, для тех, кто решил пойти дальше в сторону искусства. Мы предлагаем разные варианты развития. Однако, даже при легальной работе на улице, остаются ограничения, связанные с бюрократией. Это не что-то критичное, но требует работы с документами и согласований, что, естественно, накладывает свои рамки на процесс.

Мы занимаемся объединением художников, бизнеса и города, стремясь к тому, чтобы эта связь максимально способствовала развитию искусства. Мы не беремся за узкие заказы вроде рекламы конфет и никогда не будем создавать просто рекламные изображения. Наша цель — создавать произведения искусства, а не заказные росписи.

Мы заметили, что многие художники рисуют на заказ и у них не хватает энергии и сил отстаивать собственные проекты. Поэтому с начала этого года я объявила об открытии нового проекта под названием «Субстанция». Многие из тех, с кем мы начинали и продолжаем работать, по-прежнему помогают мне в реализации проектов.
Уличное искусство зародилось из субкультуры граффити, которая, в свою очередь, является частью более широкой субкультуры хип-хопа. Это не просто локальное, это мировое сообщество. Здесь взаимодействие происходит не только между куратором и художником в рамках деловых отношений, но и внутри самого сообщества.
Когда работа приносит пользу и создает нечто созидательное, она способна распространять эту позитивную энергию. Это не разрушение, а созидание. Если в результате трудов город, например, Екатеринбург, стал чище — это замечательно. За это и борются художники.
«Есть художники, которые спекулируют на острых темах, стремясь к популярности, но при этом не задумываются о влиянии на окружающих. Да, они могут стать известными, но что это меняет? Улучшают ли они жизнь людей своими работами? Чаще всего — нет. В этом плане «Черный квадрат» Малевича — великая работа, потому что, несмотря на написанные манифесты, она продолжает задавать вопросы и оставаться актуальной, предлагая глубинные размышления о сути искусства».

Сабина Чагина

Стрит-арт и технологии

Один из ведущих российских стрит-арт художников, известный своими крупномасштабными муралами и экспериментами с технологиями Миша Мост активно интегрирует технологии в свое искусство. Недавно в Новосибирске он создал мурал, нарисованный с помощью дрона — это была его собственная идея. Еще в 2018 году он организовал выставку с участием инженеров, которые управляли дронами для создания художественных полотен. Сейчас эти проекты достигли масштабного уровня.
В «Артмосфере» начали работать с подобной темой еще в 2016 году, организовав выставку виртуальной реальности, где уличные художники творили внутри виртуального пространства. Миша был одним из участников, вместе с Вовой Nootk (1) и Андреем Бергером (2).
  1. Вова Nootk — современный российский уличный художник и графический дизайнер. Известен своими экспериментами с уличным искусством, а также участием в проектах, где сочетаются технологии и визуальное искусство.
  2. Андрей Бергер — художник и куратор, активно работающий в области стрит-арта, граффити и цифрового искусства. Андрей известен своими проектами, где исследуются границы между физическим и цифровым искусством, в том числе через работу с дополненной реальностью и мэппингом.

Между менеджментом и творчеством

В третьей серии мы побеседовали с Полиной Могилиной. Полина прошла все ключевые этапы в образовании и карьере, связанные с современным искусством и кураторством. Важнейшей частью ее пути стало академическое образование в РГГУ, где она изучала историю искусства на известном факультете. После этого она работала в Пушкинском музее как хранитель, куратор и научный сотрудник. Но затем последовал неожиданный переход в более живую и динамичную сферу — современное искусство, в том числе работа в галерее «Триумф».
— Полина, ваше искусствоведческое образование, связанное с историей искусства, имеет для вас большое значение. Насколько оно помогает вам в вашей текущей работе, связанной с современным искусством и кураторством? Почему этот академический этап стал для вас таким важным?

— Факультет истории искусств и искусствоведческое образование дали мне прочную базу, которая является моим преимуществом по сравнению с некоторыми коллегами, не имеющими такого опыта. Сегодня, конечно, в кураторство и работу с искусством можно прийти разными путями. Существуют специализированные программы в области менеджмента, кураторства и современного искусства, которые не требуют пяти лет обучения, охватывающего все от первобытных изображений бизонов и заканчивая школой барбизона.

Обучение в университете дает обширные теоретические знания, но практические навыки приходят только в процессе работы. В моем случае, это началось, когда я пришла в Пушкинский музей после окончания вуза. Практические знания в современной программе, например, в Британской высшей школе дизайна, построены таким образом, чтобы студенты получали не только теоретические блоки по истории искусства, философии и работе с текстами, но и реальную практику — от разработки концепции выставки до ее реализации. Они учатся работать с бюджетами, архитектурой выставок, мультимедийными технологиями, освещением и продвижением проектов.
Сегодня кураторство — это многозадачная профессия, включающая в себя не только собственно кураторскую деятельность, но и продюсирование проектов.
«Я всегда говорю студентам, что кураторство в чистом виде — это мечта, но часто оно связано с необходимостью выполнять функции менеджера, продюсера и организатора. В каждом художнике, с которым я работаю, я вижу уникальную индивидуальность — яркую, тонкую, иногда ранимую. При работе над персональными проектами важно правильно понимать и интерпретировать посыл художника, потому что в такой выставке именно он — солист, он должен быть на первом плане. Нельзя затмевать его своими кураторскими амбициями или своей фигурой, ведь персональная выставка — это высказывание самого художника. Подготовка сцены для этого высказывания — в каком-то смысле и есть главная функция куратора».

Полина Могилина

Какова роль куратора

В групповых выставках роль куратора становится более значимой, так как он дирижирует целым оркестром. Кураторская деятельность в таких проектах как режиссерская работа, где выставка становится цельным произведением. Каждая работа, каждый участник проекта — это часть единого целого, создающего финальный образ выставки.
Работа в культурной индустрии требует полной вовлеченности и готовности погружаться в самые разные процессы. Не бойтесь выполнять задачи, которые могут выходить за рамки вашей должности, ведь каждый навык, который вы приобретаете, окажется полезным в будущем!
Когда мы выпускаемся с мечтой стать кураторами, думая, что будем только открывать выставки и писать тексты, следует помнить — реальность намного шире. Важно признать, что вы не знаете всего, и всегда быть готовыми учиться чему-то новому. Уверенность в абсолютности своих знаний может сыграть злую шутку, потому что жизнь обязательно проверит их на прочность. Важно не переставать накапливать новый опыт и развивать свои навыки.
Кураторская работа сегодня — это не только выставки. Это создание впечатлений и проектов, которые могут затрагивать самые разные аспекты жизни. В культурной индустрии существует множество направлений, в которых можно применить себя: от выставок и перформансов до мультидисциплинарных проектов, объединяющих искусство, технологии и другие сферы.
Все интервью целиком вы можете посмотреть на нашей странице ВКонтакте по ссылке.
Тоже хотите разбираться в современном искусстве, понимать его и глубоко погрузиться в тонкий мир сегодняшних художников? Приходите учиться в Департамент культурных исследований!