Блог Департамента культурных исследований МИП

Работа куратора: взгляд за кулисы культурной революции и эффективный арт-менеджмент

2024-11-25 15:04 Статьи
На нашей странице ВКонтакте вышла новая серия цикла «Культурные метаморфозы», посвященная современному искусству и арт-менеджменту.
Мы подготовили текстовую версию выпуска для тех, кто предпочитает читать, или для тех, кто хочет ознакомиться с ключевыми моментами перед просмотром видео. Ссылку на видео можно найти в конце статьи.
«Культурные метаморфозы» — это серия интервью о том, как культура меняется, отвечая на вызовы времени. В каждом выпуске мы ведем живой диалог о трансформации творческих процессов и о том, что движет культурной революцией сегодня.
Обычно творческие профессии и культурное производство ассоциируются с авторством — именем художника, режиссера, актера. При этом роль куратора в современном искусстве часто остается в тени, хотя его компетенции требуют не только творческих навыков, насмотренности и глубокого знания искусства и его истории, но и организационных, управленческих качеств. Мы обсудили этот симбиоз — своеобразный «кентаврический» образ куратора — с практикующими кураторами и экспертами в этой области.
В этом выпуске:
  • Роль куратора в искусстве и его задачи в управлении проектами
  • Превращение «Фабрики» в креативный кластер и поддержка художников
  • Новые тренды в арт-резиденциях и рост популярности digital-искусства
  • Важность образовательных программ для развития креативных индустрий
Ведущий выпуска — Игорь Чубаров, доктор философских наук, профессор, директор Департамента культурных исследований МИП.
Подписывайтесь на наш Telegram!
Там вас ждут посты на тему психологии, саморазвития, вдохновляющие советы и практические рекомендации, которые помогут лучше понять себя и окружающий мир.

Подписаться

Ася Филиппова о трансформации «Фабрики» и будущем креативных кластеров

Первое интервью серии прошло в дружелюбном пространстве центра творческих индустрий «Фабрика» с его руководителем Асей Филипповой.
Проект «Фабрика» можно назвать идеалистическим и даже утопическим, поскольку он воплощает в себе те идеи, которые в условиях рыночной экономики кажутся неосуществимыми. Это креативный кластер, модель которого построена на поддержке искусства и художников. В отличие от традиционных форматов бизнеса, целью здесь является не прибыль, а создание среды, где художники могут развиваться, экспериментировать и создавать продукты, появление которых в рыночных условиях было бы невозможно.
— Ася, вы начинали как руководитель завода «Октябрь», а затем осознанно решили трансформировать его, выбрав креативное направление. Интересно, почему вы решили работать с художниками и развивать такую сложную с экономической точки зрения сферу, как креативные индустрии?

— Я закончила экономический факультет МГУ и стала директором этой фабрики в ноябре 2004 года, начав как руководитель промышленного предприятия. 20 лет пролетели незаметно. Первоначально моя роль была полностью экономической, связанной с моим образованием, и я воспринимала ее таковой. Однако стечение обстоятельств — и, конечно, доля везения — позволили мне объединить свое экономическое образование с интересом к современной культуре и искусству. Важно отметить, что я управляла имущественным комплексом фабрики, имея определенную свободу действий, хотя, конечно, все это происходило в диалоге с собственниками.

Фабрика в советские годы была очень успешной: получала награды, расширялась, оснащалась импортным оборудованием. Но с приходом рыночной экономики я поняла, что продолжать ее деятельность больше не имеет смысла. Проанализировав все за и против, я пришла к выводу, что необходимо что-то менять. Логичным шагом было бы превратить ее в торгово-офисный центр, как это сделал бы, наверное, любой на моем месте. Однако к тому моменту, благодаря путешествиям и знаниям о креативных кластерах и джентрификации, у меня появилась другая идея. Вдобавок, у меня были друзья, занимающиеся современным искусством, и я просто хотела создать место, где они могли бы выставлять свои работы.

Арт-менеджмент — захватывающая сфера. С одной стороны, здесь все строится на классических правилах менеджмента — учет, контроль, дисциплина остаются неизменными. С другой стороны, арт-менеджмент открывает возможности для креативности, новых подходов, акцента на миссии и целях компании, а также позволяет погружаться в мир искусства и культуры. Благодаря этому, привычная управленческая работа превращается в нечто большее — в творческий процесс.

Синергия искусства и образования

Если говорить о креативных индустриях и кластерах, то наличие образовательного учреждения или программы в их рамках всегда воспринимается как позитивный и уместный элемент. Конечно, кластер может сам создать собственную образовательную программу, но это требует серьезного подхода и выделения этого направления в отдельную деятельность, что не всегда возможно. Поэтому иногда разумнее пригласить в резиденты образовательный проект.
Мы пошли именно по этому пути. Одним из наших резидентов стал Институт современного искусства Иосифа Бакштейна — одна из первых школ современного искусства, которая успешно работает много лет. К сожалению, Иосиф Маркович Бакштейн покинул нас в прошлом году, но школа продолжает свою деятельность.

На территории кластера функционируют съемочные павильоны Московской школы кино, которая входит в консорциум Universal University. Есть у кластера и собственные образовательные программы, в частности, в рамках музея «Войти и разрешить». Эти программы, в основном, нацелены на мастер-классы для детей и открытые занятия.

Ася Филиппова
Все это можно считать своеобразной моделью будущего, в том числе и для образовательных учреждений. Московский институт психоанализа также ставит перед собой амбициозные цели — расширяться и трансформироваться в университет с разными направлениями. Однако это нелегкий путь, и успешное его прохождение требует умения противостоять вызовам, которые неизбежны.

Кураторство в современном искусстве: вызовы, диалог и новые форматы

Во второй части выпуска мы побеседовали с Кристиной Пестовой, куратором и руководителем арт-резиденции Центр творческих индустрий «Фабрика» в Москве. Кристина является писателем и активно занимается современным искусством в роли организатора и арт-менеджера.
Один из вопросов, который вызывает интерес, — это ситуация с иностранными резидентами. Политическая обстановка за последние годы существенно изменилась, и, вероятно, это сказалось на составе иностранных участников арт-резиденции, как по странам, так и по национальному признаку.
— Продолжают ли иностранцы проявлять интерес или сейчас пауза, пересменка в масштабах и географии проектов?

— Безусловно, пересменка произошла и, вероятно, продолжается до сих пор. Однако, что касается изменения географии, я бы не полностью согласилась. Недавно, например, мы проводили домой американскую художницу, которая месяц работала у нас. Наши художники из США, Западной Европы и Бразилии — это та география, с которой мы традиционно работаем.

Да, сейчас ситуация немного изменилась: стали поступать заявки от художников из Африки. Но говорить о том, что произошел радикальный сдвиг в географическом составе резидентов, я бы не стала.

— Как наши российские художники воспринимают современную ситуацию, появились ли какие-то новые тренды? И все вызовы последних лет — пандемия, попытки изоляции России и другие подобные события — как-то повлияли на тематику и форматы художественной деятельности?

— Могу сказать, что художники стали спокойнее относиться к экспериментам с digital. Они уделяют больше времени изучению различных технологий и созданию цифровых работ. Это, конечно, не совсем новая тенденция, но ковид определенно ее ускорил.

В 2020 году мы запустили digital-резиденцию в сотрудничестве с институтом и группой «Архив». Мы оцифровали три наших выставочных зала, превратив их в шоурумы для создания цифровых проектов. С тех пор мы выпустили уже пять сезонов резиденции. У нас участвовали художники из Германии, Франции, Швейцарии, России, Кыргызстана — это был настоящий плавильный котел идей, где все работали вместе на платформе ATXR.

— На что вы лично, как куратор, ориентируетесь при отборе заявок?

— Существует определенная форма, по которой оцениваются заявки от художников. Во-первых, важна полнота предоставленных документов: мотивационное письмо, портфолио — все это необходимо для того, чтобы мы могли составить полное представление о человеке и его профессионализме.

Далее оценивается релевантность опыта художника условиям нашей резиденции. Если художник всю свою карьеру писал пейзажи, например, на французских равнинах, понятно, что ему может быть трудно адаптироваться к работе на фабрике. Хотя, если он сможет обосновать свою идею в заявке, мы готовы рассмотреть и такой проект.

Проект через диалог

Если кратко охарактеризовать работу куратора, то это чем-то похоже на ивент-менеджмент, но с художниками. Работа куратора всегда строится на плотном диалоге. Проект рождается через взаимодействие. Он может начаться с концепции, но тогда возникает вопрос: зачем нужен куратор? Настоящий проект всегда вырастает из диалога между художником, куратором, площадкой и институцией, и этот диалог ведет к созданию условного конечного продукта.
Присутствие куратора важно на всех этапах работы: от разработки концепции до продумывания дизайна, печати и физического воплощения, будь то даже вбивание гвоздей. Все это неотъемлемые части процесса, которые ведут к созданию того большого проекта, на который рассчитывал художник. Поэтому кураторство — это долгосрочная работа. Проекты, сделанные за месяц, как правило, создаются по уже готовым «лекалам», и, скорее всего, они уже где-то демонстрировались. Но если это что-то новое и масштабное, то процесс требует нескольких месяцев работы.
Важно понимать, что кураторство — это не только концептуальная и когнитивная работа с художниками, но и большая часть менеджмента. Эта профессия, в первую очередь, связана с управлением проектами, что часто недооценивают.

От замысла к воплощению: как кураторы и художники создают выставки

В третьей серии мы побеседовали с Василием Лебедевым, координатором Института современного искусства Иосифа Бакштейна и организатором выставки итоговых выпускных работ.
— Василий, как вы пришли в эту профессию? Ведь роль координатора — довольно неочевидная для многих.

— В разных индустриях эту роль могут называть по-разному: где-то это менеджер, где-то администратор. Моя задача — поддерживать диалог между преподавателями нашего института и координировать их действия. Я нахожусь между студентами и преподавателями, координирую их взаимодействие.

В нашем институте обучаются как художники, так и будущие кураторы. Хотя на художников идет больше студентов, кураторов в среднем у нас около пяти человек в год. Все организационные вопросы по выставкам проходят через меня: куратор говорит, что он хочет видеть, площадка сообщает, что может предоставить, и я стараюсь урегулировать все это в постоянном диалоге.

Завтрашний день не обещан: художник о восприятии времени и смысле момента

В четвертой части выпуска мы пообщались с Полиной, участницей выставки итоговых выпускных работ студентов Института современного искусства Иосифа Бакштейна, которая проходит в Центре творческих индустрий «Фабрика». Полина — первокурсница института и одновременно выступает сразу в двух ролях — как художник и как организатор.
— В процессе обучения вы взаимодействуете со Стасом Шурипой, вашим ректором и куратором выставки. Насколько вам комфортно работать с ним? Бывают ли моменты, когда ваши взгляды противоречат его идеям, или же вы воспринимаете его как мастера, у которого учитесь?

— Первое, что говорят в институте, — это то, что мы здесь все коллеги. К нам так и обращаются, и, что самое важное, так и относятся. Если у студента, как у художника, есть свое видение, он может его отстаивать. Наш ректор умеет слушать, но при этом важно и нам самим уметь слушать, потому что советы от человека с таким опытом даются не просто так.

Главное — чтобы совпадал общий взгляд, и ректор помогает настроить эту «оптику». Он не вмешивается в наше восприятие, а просто помогает видеть яснее, как будто настраивает линзы. Стас именно такой — помогает увидеть работу с новой стороны.

— В своих работах вы пытаетесь осмыслить какой-то личный жизненный опыт? Затрагиваете ли социальные темы, или это больше о личных переживаниях? Можете рассказать, что именно вы вкладываете в работу?

— Я не воспринимаю это как личное. Я смотрю на это через призму взаимоотношений человека с его прошлым — на то, как он выстраивает свою роль в обществе, и на его связь с будущим. Моя последняя работа, их у меня несколько в разработке, называется «Завтрашний день нам не обещан». И в этом нет ничего плохого: современный человек живет без понятия о завтра. После ковида мы перестали четко воспринимать время. Две недели назад или пять — для нас это одно и то же. Завтра становится чем-то расплывчатым. Оно существует лишь в календаре, а у нас есть только сегодня.
Все интервью целиком вы можете посмотреть на нашей странице ВКонтакте по ссылке.
Тоже хотите разбираться в современном искусстве, понимать его и глубоко погрузиться в тонкий мир сегодняшних художников? Приходите учиться в Департамент культурных исследований!