На нашей странице ВКонтакте вышла новая серия цикла «Культурные метаморфозы». В этот раз мы говорили о кино.
«Культурные метаморфозы» — цикл фильмов о том, как культура обретает новые формы в ответ на вызовы времени. В каждой серии — живой диалог о том, как меняются творческие процессы и что стоит за культурной революцией сегодня.
Подписывайтесь на наш Telegram!
Там вас ждут посты на тему психологии, саморазвития, вдохновляющие советы и практические рекомендации, которые помогут лучше понять себя и окружающий мир.
Подписаться
— Мария, именно ваша модель обучения по-настоящему отвечает требованиям времени. Расскажите, пожалуйста, что отличает вашу школу? Почему она лидирует сегодня?
— Московская школа кино — локомотив кинообразования в России, и мы действительно лидеры, что подтверждается не только количеством студентов, но и числом выпускников, успешно работающих в индустрии. Конечно, наша история важна, но для нас главное — то, что около 90% наших выпускников продолжают работать по специальности. Это показатель, которым мы гордимся и который укрепляет репутацию школы как индустриальной.
— Чем образовательная модель МШК отличается, например, от американской?
— В Московской школе кино ценят насмотренность, но это лишь одна из составляющих. В любом творческом обучении важен своего рода «путь героя». Сначала человек хочет стать следующим Тарантино или Звягинцевым — это и привлекает его в киношколу. Но затем происходит трансформация: студент осознает, что в кино уже было все, кроме него самого. Индустрии не нужен еще один Тарантино или Звягинцев, ей нужен он, уникальный автор.
Это осознание — главная цель обучения, когда человек понимает свою уникальность. Здесь важно помочь студентам избавиться от влияния шаблонов и увидеть себя в профессии, вытащить из человека его личное «я» и сделать его частью киноискусства.
В Московской школе кино этот процесс обучения имитирован. На втором-третьем семестре проводится внутренний питчинг, где режиссеры представляют идеи для своих будущих дипломных проектов. На питчинг приходят все 20 программ, и либо поддерживают идею, становясь частью команды, либо нет. История оценивается по нескольким критериям: насколько она внятно, выразительно и достоверно рассказана, и насколько ее реализация укладывается в доступные ресурсы. Задача индустриального проекта — всегда учитывать бюджет и ограничения.
Мария Ситковская
— Как вы считаете, насколько перспективно применение искусственного интеллекта в кинопроизводстве? Возможно ли использовать его для улучшения или чтобы не отставать от текущих трендов? Какие различия и подходы существуют в этом направлении?
— Нет задачи гнаться за трендами. Важно понимать, для чего развивается технология и чем она может быть полезна. Вспомним, как появилась студия Pixar, которая в 1978–1980 годах фактически компьютеризировала анимацию, в которую многие тогда не верили. Но затем, с выходом «Истории игрушек», Pixar совершила настоящий прорыв, став одной из крупнейших анимационных студий мира. Их успех — результат веры в возможность объединения технологий и искусства повествования. Однако Pixar не добилась бы этого без партнерства с Disney и без команды, способной создавать истории. Кино не может существовать без человеческого фактора.
Поэтому наша задача — осознавать направление технологического развития и использовать эти технологии для упрощения и ускорения производственного процесса. Ведь киноиндустрия — это часть экономики. В советское время, например, кино было третьим по важности источником дохода бюджета после газа и нефти. Мы производили все, от киноустановочного и осветительного оборудования до таких фильмов, как «Пираты XX века».
«Сейчас мы вместе с коллегами из платформы “Медиатека” и Первого канала снимаем сериал, действие которого происходит в театре. Поэтому театр мастерской Петра Фоменко стал для нас естественной декорацией. Это место выбрано не случайно — оно является домом труппы театра, и артисты, работающие здесь, задействованы в нашем проекте. Мы комплексно используем театр как пространство, выступающее и декорацией, и естественной средой для актеров».
Сергей Осипьян
— Сергей, можешь вспомнить, как ты выбрал эту профессию и чему тебя научил Александр Кайдановский, у которого ты учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров? Тогда это место казалось мне вершиной кинообразования, чем-то уникальным и легендарным.
— В то время, когда я поступал в Советском Союзе, на всю огромную страну существовал, по сути, единственный институт, готовивший кинематографистов, — ВГИК. Этот Всесоюзный институт кинематографии был крупным, принимал абитуриентов с 18 лет, сразу после школы, и через пять лет выпускал их в индустрию. Но это казалось странным, ведь профессия режиссера требует жизненного опыта. Конечно, бывают редкие самородки или вундеркинды, которые уже с юных лет способны нести что-то миру, как Прометей. Но такие случаи единичны, и создать на их основе устойчивую систему подготовки сложно.
В 18 лет человек зачастую еще не сформирован, и у него просто нет достаточного жизненного опыта, чтобы, скажем, осмысленно выразить какой-то взгляд на сценарий или документальный проект. Режиссер — это тот, кто оформляет и структурирует материал, создавая собственную «рамку» видения. Но чтобы выработать эту рамку, требуется личный опыт и встреча с определенными людьми, которые могут оказать влияние.
Именно поэтому Высшие курсы сценаристов и режиссеров оказались важной инициативой. Они были ориентированы на людей старше, у которых уже есть багаж опыта, необходимый для того, чтобы рассказывать истории, создавать миры и делиться осмысленными взглядами через кино.
— Как ты относишься к такой большой и сложной теме, как коллективное авторство?
— Формально никто не настаивает на своем авторстве, но сам процесс устроен так, что ответственность делегируется большому числу людей по их собственной воле. Всем нужен кто-то, на него опереться, будь то режиссер, оператор или продюсер. Даже если они сами не всегда чувствуют себя достаточно уверенными. И эта фигура постепенно обрастает сакральным смыслом, принимая вид человека, который якобы знает все. Без такого человека процесс становится хаотичным, поскольку каждый видит одну и ту же сцену по-своему, в зависимости от настроения, психологического состояния и личного восприятия.
Неореализм, новая волна, мейнстрим — хотите научиться различать течения в киноискусстве, разбираться в жанрах кино и уверенно «читать» авторские знаки в фильмах и не только? Ждем вас на обучение в Департамент культурных исследований!